Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека смотреть
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
- школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
- ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
- лучше работать за компьютером в первой половине дня;
- комната должна быть хорошо освещена;
- при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
- расстояние от глаз до монитора – 60 см;
периодически делать зарядку для глаз.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися.
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete - сайт Фонда Развития Интернет.
- http://content-filtering.ru/ - сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
- http://www.ligainternet.ru/ - Лиги безопасного Интернета.
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html - презентации о безопасном Интернете.
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - сайт Центра безопасности Майкрософт.
- http://www.saferunet.org/children/-Центр безопасности Интернета в России.
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf - Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
- Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» - http://festival.1september.ru/articles/612789/ - Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
- Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан:http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm
- http://www.nachalka.com/node/950-Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://i-deti.org/-портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- http://сетевичок.рф/-сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
- http://www.igra-internet.ru/-— онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.safe-internet.ru/— сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
-
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.