среда, 24 апреля 2024

Законопроект "Об образовании в РФ" вопросы и ответы

Ответы

на популярные вопросы

по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»



ВОПРОС: Зачем надо было менять законодательство в сфере образования? Чем не устраивал старый закон?

ОТВЕТ: Действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для свое­ го времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и ор­ ганизационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и мно­ гие передовые идеи так и остались на бумаге.

 

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­ чать требованиям времени.

 

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­ тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

ВОПРОС: В чем принципиальные отличия нового закона от старого?

 

ОТВЕТ: Сегодня задача нового закона — не только описать сис­ тему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражда­ нину в любом возрасте возмож­ ности для образования и про­ фессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­ зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­ нях — от дошкольного до выс­ шего — остается бесплатным.

 

 Цель нового закона — пре­ доставить каждому максималь­ ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­ тельное общее образование, выбирать действительно ка­ чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ ния, работая, профессиональ­ но совершенствоваться, осваи­ вать новые технологии.

ВОПРОС: Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

 ОТВЕТ:

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граж­ дане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях
4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.
5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­но в систему среднего профессионального образования.
7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов
8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­ водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­ тельской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных  программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ва и т. п.

ВОПРОС: Какие права обеспечивает новый закон?

ОТВЕТ:

* Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

 

* Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

 

* Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

ВОПРОС: Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

ОТВЕТ: Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­ цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­ рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

 

ВОПРОС: Останется ли общее образование бесплатным?

 

ОТВЕТ: Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

 

ВОПРОС: Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
ОТВЕТ: Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

 

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные воз­ можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­ дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­ сударственной поддержки:

 

- прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
- обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
- преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

 

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­ разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

ВОПРОС: Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога?

ОТВЕТ: Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ ной поддержки.
   Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­ заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­ заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ ную деятельность.

ВОПРОС: Какие гарантии по оплате труда получат педагоги?
ОТВЕТ: Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ ту труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­ дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­ мике региона).

 

ВОПРОС: Какие уровни образования включает новый закон?
ОТВЕТ: В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ ние реализуется по уровням:

 

Общее образование:
 -- дошкольное образование;
 --начальное общее образование;
 --основное общее образование;
 --среднее общее образование;

 

Профессиональное образование:
-- среднее профессиональное образование;
-- высшее образование —бакалавриат;
-- высшее образование —специалитет, магистратура;
-- высшее образование —подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС).






 
Новости
Школа Минпросвещения России
Наставничество
Новые стандарты ФГОС
Промежуточная аттестация
ГИА
9 класс (ОГЭ)
11 класс (ЕГЭ)
ВПР
Всероссийская олимпиада школьников
Функциональная грамотность
Обучение и воспитание
Традиции школы
ЗОЖ
Библиотека
Школьный музей
Школьный спортивный клуб
Навигаторы детства
Воспитательная работа
ОРКСЭ/ОДНКНР
Система работы с одаренными детьми
Безопасность
Точка опоры
Школа – территория закона
Законопроект "Об Образовании в РФ" вопросы и ответы
Информация по трудоустройству несовершеннолетних
Страница учителя-логопеда
Страница психолога
Советы психолога
Кабинет ПАВ
Прокуратура разъясняет
Противодействие коррупции
Дистанционное обучение
Детские сады МАОУ Новоселезнёвская СОШ
Детский сад "Ёлочка"
Детский сад "Ивушка"
Страница инструктора по физической культуре
Детский сад "Колокольчик"
Учитель-логопед
Детский сад "Кораблик"
«Воспитатель года - 2020»
Детский сад "Лучики"
Детский сад "Маячок"
«Воспитатель года»
Детский сад "Огонёк"
Детский сад "Ромашка"
Детский сад "Светлячок"
Детский сад "Тополёк"
Детский сад "Теремок"
Форма обратной связи для родителей
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

БЕЗОПАСНОСТЬ

ПАМЯТКА

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ смотреть


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА

И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕРИОД ЗИМНИХ КАНИКУЛ смотреть

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В СИЛЬНЫЕ МОРОЗЫ смотреть


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ

ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ.

смотреть


ПАМЯТКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД смотреть